Безнадзорность детей - это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на социализации подрастающего поколения.
Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Следовательно, безнадзорность ребенка или подростка есть отсутствие за ним (надзора) контроля. В любом случае речь идет о нарушении обязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников, социальных педагогов и др. по осуществлению контроля над воспитанником.
Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей.
Беспризорные - это дети, не имеющие места жительства и (или) места пребывания, лишенные присмотра, внимания со стороны родителей или лиц, заменяющих их.
Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения с детьми, а стало быть, беспризорности детей.
Проблема беспризорности и правонарушений несовершеннолетних приобрела катастрофические размеры. За последние 7 лет более чем в два раза возросла детская преступность на почве наркомании. Стало больше несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. Возросла преступность среди девушек, наблюдается рост венерических заболеваний, увеличивается процент внебрачных родов среди несовершеннолетних. Около 40 % подростков, совершивших преступления, попадали в разряд безнадзорных.
Причин для существования такой тревожной ситуации предостаточно. Среди них:
- Падение уровня жизни в процессе перехода к новым экономическим отношениям;
- Ухудшение условий содержания детей;
- Нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, непосредственно отражающихся на детях;
- Усиление жестокого обращения с детьми в семьях.
Основная причина, толкающая детей на улицу - неблагополучная обстановка в семье.
За последние 5 лет в три раза возросло число родителей, лишенных родительских прав. Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасать от них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями.
«Уличные дети» бродяжничают, занимаются воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Глубокий кризис, охвативший производственную сферу, политику, культуру, образование, и одновременно либерализация цен, инфляция, коммерциализация социальной сферы, катастрофически обострили проблемы детей, привели к значительным социальным потерям, ударив в первую очередь по семьям с детьми. Положение детей осложняется еще и тем, что резко снизился уровень социальных гарантий для них в жизненно важных сферах духовного и физического развития. Значительно возросло число детей, для которых недоступен полноценный отдых в каникулярное время, посещение внешкольных учреждений, занятия искусством, спортом, художественным и техническим творчеством.
Обостряется проблема жесткого обращения с детьми в семьях. А если к этому прибавить разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминальную направленность, то становится понятным рост стрессов, побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковом возрасте.
Несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его окружением, точнее, должен быть установлен контакт.
Учитывая, что несовершеннолетние правонарушители чаше всего особенно возбудимы, педагогам и родителям важно выбрать для ребёнка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача взрослых состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.
Необходимо помнить о ряде условий, которые помогут достичь успеха.
Первое — установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать.
Познание ребёнка — это второе, о чём должны помнить взрослые. Знать его мысли, стремления, реакции, планы на будущее.
Третье — установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.
Система профилактики должна быть направлена прежде всего на предупреждение самой возможности беспризорности путём создания надлежащих условий жизни и благоприятного нравственного формирования личности.